Подведены итоги конкурса «Бабалар < Артновости < Арт

Подведены итоги конкурса «Бабалар аңсаған Тәүелсіздік» («Независимость, завещанная предками»)

15 Февраля 2017 г., просмотров: 1247.

Музей искусств имени Кастеева подвел итоги национального конкурса «Бабалар аңсаған Тәүелсіздік» («Независимость, завещанная предками»). Конкурс на создание художественных произведений на историческю тематику среди скульптуров и живописцев был объявлен в феврале прошлого года. Его организаторы поставили перед собой две масштабные цели: пополнить собрание музея работами, посвященными истории Казахстана до 1917 года, а также актвизировать художественную среду, побудить современных художников обратиться к историческим образам.

Проект заинтересовал многих художников, и в нем приняли участие художники из крупных и малых городов Казахстана: Астаны, Алматы, Талдыкоргана, Шымкента, Тараза, Атырау, Кокшетау, Усть-Каменогорска, Караганды, Туркестана. Таким образом, проект, действительно, сталобщенациональным.

Конкурс состоял из двух этапов: на первом рассматривались эскизы на предлагаемые темы. Из 90 художников, во второй этап прошли 67 художников, произведения которых отвечали требованиям конкурса: исполнение произведений исторического жанра в реалистическом стиле.

«Представленные на конкурс работы, посвященные истории страны, разнообразны. Художники стремились осмысливать свою историю по-новому. Они, проникая в глубину веков, с большим вниманием и пониманием изобразили все перипетии жизни народа на сложном историческом пути – и тяжелые испытания, и доблестные сражения, и храбрость батыров, и беззаветную их любовь к родине. В них, по сути, отразилось национальное самосознание народа», — рассказала куратор конкурса Самал Мамытова.

Все представленные работы – широкоформатные, многофигурные, со сложным композиционным решением. Почти все они посвящены военной и политической истории Казахстана, лишь немногие живописцы отдали дань мирному труду.

Одна из таких работ – «Посещение кузницы Касым султаном» Меиржана Нургожина заняла на конкурсе второе место. По мнению художника, военные победы казахов ковались не только на поле битвы, но и кузнечными мехами. Отношение к мечу у кочевников носило сакральный характер, а кузнецы в степи чтились не меньше, чем в самурайской Японии. Вдохновила художника знаменитая кузнечная династия Кульменовых, чьи работы хранятся во всех музеях.

Для того, чтобы подчеркнуть,что главные герои его картины – мирные труженники, Нургожин перевернул традиционное для реализма композиционное построение. У картины два центра: на передний план он поместил плоды труда кузнецов – секиры, мечи, щиты, шлемы, доспехи, а центральная часть отведена двум кузнецам, обжигающим металл в печи. Эти два центра выделены цветом. Кузнечная продукция лежит в луче солнечного света, а лица кузнецов освещены огнем от печи. Отблески этого огня ровным светом ложатся на все предметы, которые находятся в кузнице. В то же время фигуры султана Касыма и его спутников находятся в тени. Солнце и огонь – два источника жизни на земле, выбирая такое цветовое решение для своей картины Нургожин прославляет мир и мирный труд.


Намеренную композиционную перестройку сделал в своей картине и Даурен Кастеев – внук народого художника Абильхана Кастеева,чье имя носит государственный музей искусств. Его триптих «Актабан шубрынды» завоевал 1 место на конкурсе.

В цветовом решении триптих построен на контрасте холодных серо-синих тонов и горячих оранжевых. По замыслу художника, это символизирует отчаяние, страдания и боль народа, вынужденного бежать с родной земли. Горящая степь – пролитая кровь — не согревает сердца, а обжигает их.

Левая часть триптиха называется «Молитва». Центральный персонаж части – маленькая девочка – занимает передний план. Она внимательно смотрит на зрителя, ее глаза полны слез, но вместе с ними и надежды на то, что казахи уходят со своей не навсегда. 

Центральная часть носит название «Плач народа». В ее центре – колесо – символ жизни. Правая часть называется «Народное ополчение». Здесь мы видим девочку с «Молитвы», но теперь она прижимается к воину, собирающемуся на битву. На всех частях триптиха тщательно выписан передний план, чтобы выстроить диалог со зрителем.

Третье место в конкурсе занял Асет Жакипбек с монументальной черно-белой работой «В преддверии образования Золотой орды». Художник-монументалист по образованию Жакипбек всю жизнь работает в историческом жанре и всегда только в монотонной гамме. По его мнению, жанр требует целостности и сосредоточенности.

Поощрительных премий удостоились Даурен Макин за работу «Голодомор-Хлеб» и Нурлан Килибаев за работу «Елім-ай».

Исторический жанр – жанр синтетический. Он включает в себя и пейзаж, и портрет, и натюрморт. Историческим художником быть сложно, их, в принципе, всего единицы. Конечно, созданная казахстанскими художниками своеобразная изобразительная «летопись» жизни нации, её духовной культуры нашла оригинальное художественное воплощение, но в целом, может рассматриваться лишь как толчок к развитию этого жанра в его современном прочтении, результаты которого зритель сможет оценить лишь через несколько лет.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»
фото Андрея Халина
express-k.kz

 

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий